В VI—VIII вв. одновременно с культовыми пластинами, на которых изображена человеческая фигура на ящере в окружении человеколосей, получили распространение небольшие овальные или круглые пластины с антропоморфной личиной в центре. По бокам и сверху личину заключают в своеобразную рамку лосиные головы, внизу — фигурка ящера, реже — зверь семейства канисовых (волк или собака).
Такие пластины являются наглядным проявлением одного из принципов древнего искусства — часть вместо целого. Вместо человеческой фигуры — лицо (личина), вместо человеколосей — лосиные головы. Лишь один персонаж изображается полностью — фантастический зверь ящер. Вероятно, это связано с тем, что ящер — собирательный образ Нижнего Мира. В нем прослеживаются черты разных животных: ящериц, бобров, хищных рыб. Это фантастическое существо может жить и двигаться как на земле/под землей, так и в воде/под водой.