Образ птицы, появившийся в искусстве Прикамья еще в середине III тысячелетия до нашей эры (медно-каменный век), оставался популярным и в эпоху средневековья. Широкое распространение получили великолепно исполненные крупные фигурки птиц с одной, двумя или даже тремя головами, на груди изображалось человеческое лицо.
Птицы изображались довольно реалистично, можно понять, что прототипами для них послужили хищные птицы: орел, реже — сова. Реалистично и изображение человеческого лица, переданное в двух плоскостях: выпуклые лоб и нос и углубленная лицевая часть, на которой отмечены глаза и рот. По верованиям древних уральцев, птицы считались посредниками между царством живых и царством мертвых. Птицы в представлении многих древних племен являлись символами небесных светил или вестниками богов.
Порой в композицию включались головы других птиц и животных, ящеры. В такие изображения, вероятно, вкладывались сложные космогонические представления о нескольких мирах, из которых состоит вселенная. В конце I — начале II тысячелетия происходят значительная стилизация и упрощение композиций на птицевидных идолах. Вместо личины изображается стилизованная фигура человека в полный рост, иногда животное или птица. Поверхность изделия покрывает простой геометрический орнамент.