СОВРЕМЕННЫЕ АРХЕОЛОГИ О ПЕРМСКОМ ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ
из мира
МИР НАУКИ
Этот мир населяют отважные искатели истины и открыватели древних сокровищ. Благодаря им «чудские образки» стали «пермским звериным стилем»
Изучая пермский звериный стиль, исследователи пытались ответить на сами собой возникающие вопросы «Что это?» и «Для чего это?». Обстоятельства получения находок нередко приводили к поспешным выводам или своеобразным интерпретациям. Заведующий отделом археологии Пермского краеведческого музея Эдуард Викторович Чурилов проанализировал несколько таких историй.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. ВЗОРВАННОЕ ПРОШЛОЕ
-0:00
На месте древнего святилища на камне «Светик» археологам не удалось точно установить, для чего жители Пермского Прикамья использовали на данном памятнике предметы, выполненные в зверином стиле, потому что сам камень был взорван в XIX веке купцом Юшковым ради добычи известняка. Раскопки С. И. Сергеева проводились среди разрушенных взрывом остатков, что навсегда лишило нас возможности точно понять, как и когда формировались слои памятника.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ШАМАНИЗМА
-0:00
Утверждение о связи пермского звериного стиля с шаманизмом часто упоминается бездоказательно. Аргументов в пользу существования шаманов в Пермском Прикамье нет. Фигурки животных и птиц, которые археологи находят в могильниках VII—XI веков — это часть погребального костюма. Теория о связи звериного стиля с шаманизмом отсылает к XIX веку, когда понятие шаманизма только начинали изучать, а прежние гипотезы до сих пор повторяются без критического осмысления.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. «Нет, это прелесть, это клад!»
-0:00
Известны три крупных клада с предметами в пермском зверином стиле, история формирования которых до сих пор остаётся неясной. Это «Клад у д. Пешкова» на р. Кондас (обнаружен в 1899 году), «Редикорский (редикарский) клад» (обнаружен в 1929 году в 1 км от с. Редикор) и «Кунгурский клад» (найден в 1900 году близ д. Каракосы, к востоку от с. Усть-Кишерть на левом берегу в устье р. Кишерти).

Встречаются предположения о существовании в Прикамье культовых центров или о нашествии врагов, вследствие чего местные жители скрывали свои «святыни», но убедительных обоснований для подобных выводов нет. Анализ данных кладов скорее приводит к выводу, что, вероятно, найденные клады — позднейшие «схроны» крестьян, собравших древние вещи для последующей продажи любителям старины.
История четвертая. «Женщина-птица», или история одной ошибки
-0:00
В 1954 году молодой археолог В. А. Оборин ошибочно принял найденную фигурку двухголовой птицы на средневековом городище Анюшкар за изображение женщины в костюме, якобы характерном для средневекового Прикамья. Уже в 1957 году в своей диссертации по средневековой археологии Прикамья он сам понял и исправил эту ошибку. Однако даже в XXI веке встречаются публикации, повторяющие старую интерпретацию.

Подобные истории заставляют задуматься о том, как непросто получить убедительные данные о древней истории без тщательного анализа материалов археологических памятников.